III-й СЪЕЗД ПРОФСОЮЗА
АВИАЦИОННЫХ РАБОТНИКОВ РАДИОЛОКАЦИИ, РАДИНАВИГАЦИИ И СВЯЗИ РОССИИ.
04 апреля 2001 г. г. Москва
Председателю Правительства
Российской Федерации
Касьянову М. М.
Председателю Государственной
Думы Федерального собрания
Российской Федерации
Селезневу Г. Н.
ОБРАЩЕНИЕ
Мы, делегаты III Съезда Профсоюза авиаработников радиолокации, радионавигации и связи России обращаемся к Вам в связи с ситуацией, сложившейся вокруг принятия нового Трудового кодекса.
Выражая решительный протест против навязываемого правительством антинародного варианта, отбрасывающего наше государство, являющегося в соответствии со ст.7 Конституции РФ социальным государством, назад в средневековье, полагаем, что новое Трудовое Законодательство должно быть принято при обязательном участии и с учетом предложений Профсоюзов.
Делегаты III Съезда ПАРРиС России одобряют создание Государственной Думой рабочей группы по выработке единого варианта, крайне важного для нашего общества документа. Надеемся на эффективную работу этой группы. По нашему убеждению, в итоговом варианте нового Трудового Кодекса необходимо:
1. Закрепить единые определения всех терминов, используемых в трудовом праве.
2. Единообразно решить вопрос о включении в текст Трудового кодекса норм, урегулированных в настоящее время в отдельных законах (либо включить их в качестве отдельных глав, либо сделать отсылки в ТК к соответствующим законам).
3. Не допускать расширения перечня оснований заключения срочного трудового договора, а также исключить такое основание заключения срочного трудового договора как интерес работника.
4. Включить нормы, направленные на укрепление правового положения профсоюза и усиление их роли в регулировании трудовых отношений и защите трудовых прав работников.
5. Предусмотреть дополнительные гарантии при увольнении, переводе, изменении существенных условий труда, направлении в простой или в отпуск по инициативе работодателя (как и в настоящее время) для членов профсоюзных органов.
6. Предусмотреть ответственность за нарушение законодательства о труде и профсоюзах:
• Несвоевременная выплата заработной платы
• Нарушение законодательства о труде (в том числе отказ от оформления трудовых отношений или заключение гражданского договора вместо трудового)
• Невыполнение коллективных договоров и соглашений
• Нарушение прав профсоюза
Особенно важно при этом предусмотреть реальный, действующий механизм привлечения к ответственности работодателя, а также возможность применения оперативных действий со стороны работника в случае нарушения его прав (например, возможность отказа от работы в случае невыплаты заработной платы).
Относительно видов ответственности: целесообразно сохранить административную ответственность, однако необходимо более гибко урегулировать механизм привлечения к ней, сделав ее реально применяемой. Целесообразно также рассмотреть вопрос о введении материальной ответственности руководителя по аналогии со ст.214 КЗоТ РФ в отношении более широкого круга дел. Этот вопрос необходимо увязать с определением того, кто конкретно из представителей работодателя несет ответственность за те или иные нарушения (либо определить, что ответственность возлагается на первое лицо в организации и т.п.).
7. Предусмотреть соотношение норм Трудового кодекса с положениями, устанавливаемыми иными нормативными актами, имея в виду, что они не должны противоречить положениям Трудового кодекса, а в случае противоречия последним, не подлежат применению.
8. Предусмотреть альтернативную подведомственность трудовых споров, т.е. необязательный досудебный порядок разрешения индивидуальных трудовых споров (работник может обратиться по желанию в КТС, а потом в суд, либо сразу в суд).
9. Формирование комиссии по трудовым спорам путем избрания членов КТС на общем собрании (конференции), без введения принципа равного представительства от работников и работодателей.
10. Предусмотреть гарантии трудовых прав работников при банкротстве предприятия.
11. Увеличить сроки исковой давности для обращения в органы по рассмотрению трудовых споров (до 2 месяцев по делам о восстановлении на работе или незаконном переводе, 6 месяцев по всем делам или до общеисковых сроков).
12. Предусмотреть необходимость получения согласия профсоюза на проведение изменений в организации производства и труда (ч.3 ст.25 КЗоТ РФ).
13. Урегулировать основания и порядок проведения аттестации работников.
14. Ввести норму о возможности предоставления трех неоплачиваемых дней в течение года по состоянию здоровья без предоставления документов, урегулировав порядок предоставления этих трех дней.
15. Урегулировать понятие простоя, порядок направления в простой (ввести направление в простой по согласованию с профсоюзом (по аналогии с преимущественным правом на оставление на работе в случае увольнения по п.1ст.ЗЗКЗоТРФ)).
16. Установить законом основания заключения договоров о полной материальной ответственности (перечень лиц, с которыми могут быть заключены договоры о полной материальной ответственности и виды деятельности, занятие которыми дает основания заключать такие договоры).
17. В разделе о разрешении трудовых споров отдельно предусмотреть право профсоюза на обращение в органы по рассмотрению трудовых споров в защиту прав работников, прописать порядок их допуска и участия в рассмотрении дел в КТС.
18. В случае включения в Трудовой кодекс положений о профсоюзах, предусмотреть право профсоюза быть стороной по делу в суде и в случае отсутствия прав юридического лица (параллельно необходимо ставить вопрос о внесении изменений в процессуальное законодательство).
19. Предусмотреть необходимость согласования с профсоюзом вопроса о направлении работников в отпуска по инициативе работодателя (в том числе решить вопрос о преимущественном праве на оставление на работе по аналогии со ст.34 КЗоТ РФ).
20. Урегулировать порядок оформления трудового договора, трудовой книжки в случае вступления в трудовые отношения с работодателем, не являющимся организацией (физическое лицо, индивидуальный предприниматель).
21. Предусмотреть в самом Трудовом кодексе перечень категорий работников, на которых не распространяются нормы ТК, запретив устанавливать иные изъятия в других нормативных актах.
22. Включить нормы об особенностях регулирования трудовых отношений с работниками в зависимости от видов организационно-правовой формы работодателей, а также отраслевые особенности труда работников, особенности труда руководителей организаций и т.п.
23. Урегулировать понятие “принудительного труда” в российском законодательстве, расшифровав понятие, содержащееся в Конвенции МОТ, обязательно включив в него указание на то, что принудительным является труд без оплаты и без предоставления информации о воздействии вредных факторов.
24. Урегулировать вопрос о невозможности членства представителей работодателя в профсоюзе, конкретизировав категории лиц, которых можно считать представителем работодателя.
25. Установить императивность обеспечения профсоюза помещением, без указания на то, что порядок этого обеспечения устанавливается в коллективном договоре или соглашении.
26. Урегулировать порядок расторжения трудового договора с руководителем предприятия по требованию профсоюза (обязательность такого расторжения и др.)
27. Урегулировать вопрос о присоединении дополнительных отпусков к основному отпуску 24 рабочих дня.
28. Предусмотреть возможность возмещения морального вреда в случае нарушения любых трудовых прав граждан, исключив существующую в настоящее время формулировку о возмещении морального вреда при незаконном увольнении ли переводе.
29. Урегулировать правовой статус выборных профсоюзных работников, порядок оформления трудовых отношений с ними.
30. Предоставить возможность профсоюзам представлять интересы работников не только по трудовым, но и по иным вопросам (социальным, жилищным и др.) в суде и иных органах.